Мировое наследие классического танца составляют хореография Августа Бурнонвиля, Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского и осколки хореографии, чудом уцелевшей со времен романтизма. Однако у России и других стран, развивающих традиции классического балета, за период ХХ века появились новые имена хореографов, создавших творения, достойные балетных шедевров прошлого. Среди таких хореографов особо выделяется фигура Леонида Лавровского – воспитанника петербургского балета, мастера советской академической сцены, руководителя балета Большого театра.
На формирование Леонида Лавровского повлияли выдающиеся деятели отечественной хореографии: Владимир Пономарёв, Агриппина Ваганова, Фёдор Лопухов, Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин), Екатерина Гейденрейх. Благодаря им одаренный от природы Лавровский сумел развить в себе качества личности, художественный вкус, способности творческого лидера.
Леонид Лавровский был человеком своего времени – времени для России сложного, переломного. Тогда, волею судьбы, он оказался в авангарде советской хореографии 1930-1950-х годов, одним из лидеров такого направления, как “драмбалет”.
Совпадавший по многим эстетическим принципам с принятым в Советской России “соцреализмом”, “драмбалет” явил образцы многоактных с серьёзной литературной основой спектаклей. В них пантомима и танец стали равноправными выразительными средствами, а режиссура важным механизмом в развитии действия. Леонид Лавровский принимал и горячо поддерживал такой подход в избранном им искусстве, убедительно отстаивал его на практике. Самый яркий тому пример его шекспировский балет “Ромео и Джульетта ” с гениальной музыкой Сергея Прокофьева. Но создание новых спектаклей было для Лавровского лишь частью того “дела”, за которое должен был отвечать главный балетмейстер: к своим обязанности он относилил и работу по восстановлению балетной классики, осуществив удачные постановки “Жизели” А. Адана и “Раймонды” А. Глазунова. Под руководством Л. Лавровского Большой театр провел легендарные гастроли в Лондоне в 1956 году, когда русский балет оказался на вершине успеха и на долгое время сохранил за собой право именоваться Большим балетом.
Оставаясь верным лучшим принципам “драмбалета”, Леонид Лавровский не пытался тормозить общие процессы развития балета и не мог не понимать, что будущее за новым поколением – шестидесятников. Однако такими своими балетами, как “Вальпургиева ночь”, “Паганини” и “Классическая симфония” он сумел не только показать вневременную способность своего таланта, но и установить живую связь между хореографами двух разных, идущих друг за другом поколений.
Способности отдавать и раскрывать таланты других помогли Леониду Лавровскому открыть имена выдающихся артистов балета нашей сцены. И среди них особое место занимают Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Елена Рябинкина, Нина Сорокина, Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский.
С 2006 года частное московское хореографическое училище (основано в 1993 году), став государственным, носит имя балетмейстера Леонида Лавровского. Традиции и принципы мастера продолжают развивать педагоги этого училища, которым ныне руководит народный артист Республики Татарстан, лауреат международных конкурсов Айдар Ахметов.
Роман Володченков, кандидат искусствоведения, преподаватель МГХУ им. Л.М.Лавровского